Порой запланированное путешествие срывается. Причинами тому могут служить различные обстоятельства: изменение даты отлета, болезнь пассажира и пр. Одной из таких причин, происходящей не так редко, является отказ в выдаче визы. Что делать в таком случае? Какие действия следует предпринять? Данная заметка поможет туристы найти ответы на все эти вопросы.
В упомянутом случае у туриста возникает определенная альтернатива: можно попытаться договориться с туроператором, например, о поездке в другую страну, куда визу получить проще, либо расторгнуть с ним договор и потребовать возврата уплаченных сумм. Первый вариант в основном зависит от желания сторон сотрудничать и не имеет каких-либо существенных правовых аспектов. Поэтому дальнейшее рассуждение будет касаться именно второго варианта поведения: отказа от туристической путевки.
Право туриста на отказ от туристической путевки закреплено Гражданским кодексом РФ, законами «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Заявление об отказе должно быть направлено туроператору или турагенту (в зависимости от того, у кого приобреталась путевка) в письменном виде с указанием причины.
Последствия отказа от путевки в случае невыдачи визы варьируются в зависимости от обстоятельств. Следует выделить два наиболее часто встречающихся случая: отказ в выдаче визы из-за действий туроператора и отказ, не обусловленный ни действиями туроператора, ни действиями туриста.
1. Отказ в выдаче визы из-за действий туроператора.
Например, виза в Уругвай оформляется в среднем 30 дней. Турист заблаговременно передал туроператору все необходимые для оформления визы документы. Однако туроператор послал документы на оформление визы лишь за пару дней до даты планируемого путешествия, что привело к невыдаче визы в срок и, как следствие, отмене путешествия.
При таких обстоятельствах турист вправе требовать возмещения всей уплаченной за путевку суммы, различных убытков, морального вреда. Убытки туриста могут выражаться в дополнительной сумме, которую ему пришлось заплатить за срочное оформление новой путевки.
2. Отказ в выдаче визы по причинам, не зависящим ни от туроператора, ни от туриста.
Например, консульство на основании вовремя предоставленных документов принимает решение об отказе в выдаче визы. В таком случае турист имеет право на возмещение ему полной стоимости приобретенной путевки за вычетом сумм, которые уже были израсходованы туроператором на организацию путешествия к моменту отказа.
Подробнее о процедуре отказа от путевки, о суммах, подлежащих возмещению, и о санкциях, которые можно применить к туроператору, читайте в заметке, посвященной отказу от туристической путевки.
Напоследок следует сказать о том, что туроператоры зачастую пытаются избежать претензий к себе с помощью заключения отдельного договора с туристом на оформление визы или при помощи предложения застраховать риск отмены поездки. Однако данные уловки не приводят к уменьшению размера сумм, на которые может претендовать турист.
[actdate id=”3479″][divider_line]
Вы можете прочитать другие статьи по вопросам защиты прав туристов:
- Возврат авиабилетов
- Что делать в случае отмены или переноса авиарейса
- Возврат денег за туристическую путевку
- Защита от некачественных туристических услуг
- Типичные незаконные условия договора о реализации туристского продукта
- Разграничение ответственности туроператора и турагента перед туристом
- Ответственность туроператора и турагента друг перед другом в связи с претензиями туриста