Выезд за границу на отдых в настоящее время является неотъемлемой частью жизни множества людей. Несмотря на рост количества случаев самостоятельного планирования и устройства собственного отдыха, туристская деятельность туроператоров и турагентов пользуется колоссальным спросом. Большинство людей приобретает у туроператоров туристические путевки, так как это просто, удобно и быстро: не надо самостоятельно искать и бронировать билеты, гостиницы и пр. Но насколько эти удобство и простота сохраняются в непредвиденном случае, при котором приходится возвращать купленную путевку. Данная заметка посвящена правовому аспекту отказа туриста от путевки до планируемой даты путешествия.
Право отказаться от туристической путевки без обращения в суд предоставлено туристу Гражданским кодексом РФ, законами «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Отказ должен быть представлен туроператору или турагенту (в зависимости от того, у кого приобреталась путевка) в письменном виде. В нем, в том числе, должно содержаться указание на причину отказа. Закон, посвященный туристской деятельности в РФ, среди возможных причин отказа от путевки выделяет следующие:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В случае отказа от путевки по вышеуказанным основаниям турист имеет право требовать возмещения ему полной стоимости такой путевки за вычетом сумм, которые уже были израсходованы туроператором на организацию путешествия к моменту отказа. Например, туроператор к моменту отказа туриста от путешествия успел забронировать гостиницу и заплатить за это определенную сумму. Если по правилам бронирования данная сумма не подлежит возврату в случае аннуляции бронирования, то она будет вычтена из общей суммы, подлежащей возврату туристу. Следует заметить, что упомянутые затраты туроператора должны быть подтверждены документально.
Туроператоры зачастую тянут с возвратом стоимости путевки, указывая на различные причины, связанные с трудностью процедуры и пр. Однако, Закон «О защите прав потребителей» предоставляет туроператору десятидневный срок для удовлетворения требования туриста о возврате стоимости путевки. За каждый день просрочки удовлетворения этого требования начисляется неустойка в размере 3 % от общей стоимости путевки, но не больше этой стоимости. Данная неустойка впоследствии может быть взыскана через суд.
Отдельно следует упомянуть такую причину отказа от путевки, как возникновение в стране, куда организуется поездка, угрозы безопасности жизни и здоровья туриста, а равно опасности причинения вреда его имуществу. В случае отказа по данному основанию турист имеет право на возмещение полной стоимости тура.
Важно то, что обстоятельства, создающие угрозу безопасности, должны быть подтверждены соответствующими решениями определенных государственных органов (в частности, МИД России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Росгидромета). Проще всего для получения и подтверждения информации об этих обстоятельствах обратиться в Федеральное агентство по туризму.
[actdate id=”3479″][divider_line]
Вы можете прочитать другие статьи по вопросам защиты прав туристов:
- Что делать в случае отмены или переноса авиарейса
- Возврат авиабилетов
- Защита от некачественных туристических услуг
- Что делать в случае отказа в выдаче визы
- Типичные незаконные условия договора о реализации туристского продукта
- Разграничение ответственности туроператора и турагента перед туристом
- Ответственность туроператора и турагента друг перед другом в связи с претензиями туриста