Новость: 22.04.2014.
Федеральным законом от 20.04.2014 № 79-ФЗ были внесены изменения в Воздушный кодекс, которыми законодатель предусмотрел возможность продажи “невозвратных” авиабилетов.
Напомним, что ранее в силу ст. 108 Воздушного кодекса российские авиакомпании были не вправе продавать авиабилеты с условием о невозвратности. Данная норма подвергалась активной критике со стороны авиаперевозчиков, поскольку, по их словам, приводила к повышению цен на авиабилеты и ограничивала возможности для конкуренции с иностранными авиакомпаниями.
Теперь, с 21 июня 2014 года и российские авиакомпании также смогут продавать невозвратные авиабилеты. Это создаст необходимые правовые условия на развития российских лоукостеров, то есть авиакомпаний, продающих авиабилеты по низкой стоимости за счет снижения класса обслуживания и ориентации только на массовый сегмент рынка. Уже сейчас Аэрофлот создал дочернюю компанию Добролёт, которая, как планируется, будет осуществлять перевозки в роли лоукостера.
Также, указанным законом предусмотрено, что даже в случае отказа пассажира от “возвратного” авиабилета, перевозчик вправе удержать сумму своих фактических расходов, который он понес в связи с подготовкой к оказанию услуг воздушной перевозки. Поскольку данная норма открывает широкий простор для злоупотреблений, законодатель ввел ограничительный механизм – перечень указанных расходов будет определяться уполномоченным органом в области гражданской авиации, а не самой авиакомпанией.
Кроме того, законом предусмотрены следующие случаи, когда авиакомпания должна будет вернуть деньги за билет, независимо от того, является ли этот билет “возвратным” или “невозвратным”:
1. Отказ от билета в связи с болезнью пассажира, а также болезнью или смертью члена его семьи либо близкого родственника (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры), совместно летящих с ним.
2. Отказ в связи с нарушением перевозчиком установленных обязанностей, в том числе в связи с задержкой отправления самолета.