Конституционный суд РФ допустил к участию в арбитражных делах в качестве представителей организаций специалистов и руководителей, не имеющих высшего юридического образования.
На данный момент, финансовые, технические и иные специалисты, а также руководители компаний, которые не являются генеральными директорами, смогут выступать представителями организации в арбитражных спорах, предмет которых связан с деятельностью таких лиц. Это значит, что финансисты и бухгалтеры смогут представлять организацию по налоговым и иным финансовым спорам, инженеры – по строительным спорам, и т.п., что позволит с наибольшей эффективностью вести судебный процесс.
Указанные выше лица смогут вступить в процесс при условии участия в деле второго представителя, если у него имеется статус адвоката, высшее юридическое образование или ученая степень по юридической специальности.
Конституционный суд РФ опубликовал свои пояснения из-за жалобы компании и ее исполнительного директора на запрет участвовать в деле, в качестве судебного представителя. Причина была в том что у представителя отсутствовало юридическое образование. По решению суда, один из судебных представителей должен быть квалифицированным юристом.
ООО «Александра» подало кассационную жалобу, после рассмотрения налогового спора в арбитражном суде первой инстанции и апелляции. После чего кассационная инстанция – Арбитражный суд Дальневосточного округа приняла решение отказать представителю ООО «Александра»Константину Бударину в участии в судебном заседании. Причина была в том, что у данного представителя не было юридического образования, в следствии чего он не может представлять компанию и выступать как законный представитель истца.
Константин Бударин считает, что ч. 4 ст. 59, ч. 4 ст. 61 и ч. 4 ст. 63 Арбитражного процессуального кодекса противоречат Конституции, поскольку не позволяют учредителю и руководителю ООО представлять его интересы в арбитражном суде при отсутствии юридического образования. Но Конституционный суд отметил то, что Бударин не является участником дела, на которое подал жалобу, но считается надлежащим заявителем, поскольку в деле участвует ООО «Александра», а это затрагивает и интересы его соучредителя.
Право на судебную защиту не предполагает делать произвольный выбор ее способов и процедур, а право самостоятельно выбирать представителя для судебного разбирательства не позволяет сделать таковым вообще любое лицо. Сам законодатель в праве установить критерии для выбора судебных представителей, но он не должен нарушать права на судебную защиту.
По причине того, что организации, в отличие от граждан, по своей природе не могут защищать свои интересы в суде без участия представителей, все российские правовые кодексы позволяют руководителям организаций выполнять эту роль даже при отсутствии юридического образования.
Положения ст. 59, 61 и 63 АПК, которые оспаривают заявители, установлены в нынешней редакции ФЗ от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ. Вводя эти нормы, государство стремилось усилить правовую защищенность субъектов права и гарантировать, что в арбитражном суде у участника дела будет квалифицированный представитель.
Конституционный суд считает, что из-за многообразия арбитражных споров, даже самый опытный адвокат не может быть компетентен во всех сразу. Иногда необходимую квалификацию даёт не юридическое, а иное образование, а также конкретный опыт в с соответствующей сфере деятельности.
Соответственно, ООО «Александра» обоснованно сочло, что налоговый спор касается не только сугубо правовых вопросов, и попыталось привлечь к участию в судебном разбирательстве Константина Бударина, который обладает ценными знаниями по бухгалтерскому учёту. Данное участие в деле никак не могло уменьшить равноправие и состязательность сторон, поскольку интересы компании также защищали профессиональные юристы, отметил Конституционный суд.
Конституционный суд решил, что по своему правовому смыслу ч. 4 ст. 59, ч. 4 ст. 61 и ч. 4 ст. 63 АПК не предполагают запрета на ведение дела в арбитражном суде для лица, связанного с организацией – участником процесса, при отсутствии у него юридического образования, если одновременно интересы организации представляют адвокаты или иные квалифицированные лица. Такие нормы не противоречат Конституции.
Их применение в отношении ООО «Александра» и Константина Бударина подлежит пересмотру.