Вопрос: Как вернуть потраченные деньги за несовершенный перелет, если перелет компании scat airlines Moscow-Shimkent не был совершен из-за задержки рейса Кольцово -Москва компании ural airlines?
Роман, Санкт-Петербург
Ответ: Здравствуйте, Роман.
Вопросы ответственности перевозчика регулируются Гражданским кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ. Когда самолет задерживает посадку, пассажир в связи с этим несет различные расходы. Норма в ст. 795 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что перевозчик должен уплатить пассажиру штраф при задержке отправления транспортного средства или при опоздании прибытия транспортного средства в пункт назначения. Однако правило не действует, если опоздание произошло вследствие устранения неисправностей транспорта, угрожающих жизни и здоровью пассажиров. Ст. 120 Воздушного кодекса устанавливает в качестве ответственности перевозчика штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда (МРОТ составляет 100 руб.) за каждый час просрочки доставки пассажира, но сумма штрафа не должна быть более чем 50% стоимости билета. То есть, за посадку с опозданием Вы вправе взыскать штраф с авиакомпании Ural airlines, если только авиакомпания не докажет, что задержка произошла по не зависимым от нее обстоятельствам
Ваша ситуация усложнена тем, что это перелет с пересадкой. При этом задержка посадки первой авиакомпании привела к опозданию на второй рейс. Убытки в Вашей ситуации заключаются в неиспользовании купленного билета на вторую перевозку, при этом неиспользование билета произошло не по вашей вине, а по вине первой авиакомпании. Однако в связи с ограничениями ответственности перевозчика в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ, взыскать с авиакомпании возможно только указанный выше штраф.
Таким образом, с первой авиакомпании Вы вправе взыскать сумму штрафа за задержку в размере 25 руб. за каждый час просрочки. Для этого Вы должны обратиться к первой авиакомпании с претензией о взыскании штрафа вследствие опоздания посадки самолета.
Соответственно, при получении отказа в удовлетворении требования о взыскании штрафа либо игнорировании претензии авиакомпанией в течение 30 дней со дня ее получения, Вы вправе обратиться в суд. Необходимо будет представить в суд документы: исковое заявление, копия билета с отметкой о задержке рейса, претензия к авиакомпании с подтверждением отправки и получения, а также ответ авиакомпании на претензию, если он есть. При этом в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ о защите прав потребителей при вынесении судом решения в Вашу пользу суд взыскивает с авиакомпании штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу Вас за неудовлетворение Ваших требований добровольно.
С уважением,
Юрист по вопросам туристской деятельности, Санкт-Петербург.
Юридическая компания «Аймрайт»
Наши юристы оказывают профессиональные юридические консультации по вопросам защиты прав туристов.