23.10.2013 Высший арбитражный суд РФ установил, что изменение вида разрешенного использования арендуемого земельного участка возможно только с согласия арендодателя, в том числе когда арендодателем выступает государство – см. Постановление Президиума ВАС РФ №1756/13 от 25.06.2013 .
Земельный кодекс в ст. 83 предусматривает, что арендатор вправе использовать земельный участок в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Основываясь на этой норме, в случае необходимости арендаторы повсеместно обращались за изменением вида разрешенного использования участка, выбирая более подходящий из числа утвержденных для соответствующей территориальной зоны.
В деле, рассмотренном ВАС РФ, арендатор, который хотел осуществить строительство на участке, обратился за изменением разрешенного использования. Однако комитет по управлению имуществом, который являлся и арендодателем по договору, отказал арендатору. Хотя суды всех трех инстанций встали на сторону арендатора, ВАС РФ не согласился с данным выводом.
По его мнению изменение вида разрешенного использования предполагает изменение и самого договора аренды земельного участка, а потому может осуществляться только с согласия арендодателя даже в ситуации, когда арендодателем выступает государство, а соответствующий вид разрешенного использования утвержден для территориальной зоны участка.
Хотя на данном этапе спорить уже бессмысленно – решение постановлено – заметим, что логика ВАС РФ полностью обоснована, когда речь идет о частных субъектах. Однако когда собственником участка является муниципальное образование, которое же и приняло градостроительный регламент, есть основания полагать, что само утверждение соответствующих видов разрешенного использования в границах территориальных зон должно рассматриваться в качестве согласия на изменение вида разрешенного использования арендатором.