Вопрос: Добрый день. Недавно нашёл ваш сайт и он очень понравился, хотел бы задать один вопрос очень меня волнующий. Так как я являюсь владельцем небольшой тур агенской конторы и меня как и всех туроператоры требуют информировать туристов о переносе времени вылета чартера. Вопрос могу ли я не нарушая закона внести пункт в обязанность туриста самому уточнить за 24 часа время вылета у меня либо в справке аэропорта города вылета или сайты туроператоров? Почему задаю тут вопрос я к сожалению не нашёл как задать его в нужной рубрике. Просто сейчас знакомая ситуация и скоро будет судебное заседание. У нас есть этот пункт так как мы удалённый регион Камчатка. Туристы улетают и часто меняют симки и тп и разница во времени, мы берем трубку 24 часа в сутки. Получилось что турист проигноривовал все опоздал на рейс, тут же еще самостоятельно купил билеты на другую авиакомпанию и только потом позвонил нам и улетел…. Но у него получается сгорели и обратные билеты так как нам туроператор заявил что по какому то закону Таиланда кратко чем влетел тем и вылетай и обратный билетом он не сможет воспользоваться. Вообщем пришлось ему купить и обратно билеты своей авиакомпании. Сейчас думаем опираться на наш пункт что нам он и туроператором не звонил уточнять время и вдобавок принял решение самостоятельно которое привело к ещё более худшей ситуации. Просьба помочь консультаций как нам быть и правы ли мы?
Евгений, Камчатка.
Ответ: Евгений, здравствуйте!
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – закон № 132-ФЗ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – закон «О защите прав потребителей), Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 (далее – Правила), а также иными нормативными правовыми актами. Отношения по поводу перевозки пассажиров воздушным судном регулируются также положениями Воздушного кодекса РФ.
В соответствии с п. 7 Правил, турагент (туроператор) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте. Данная информация включает, в том числе, сведения о времени полета по указанному в турпутевке маршруту.
Из приведенного положения законодательства следует, что информирование о времени полета является обязанностью исполнителя туристских услуг, а не заказчика (не потребителя).
Согласно статье 10 Закона № 132-ФЗ, и п. п. 13, 14 Правил, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого между туроператором и туристом либо между турагентом и туристом, который должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом или иными нормативными правовыми актами права потребителей, не допускается (п. 7 Правил).
Обратимся к положениям закона «О защите прав потребителей». Так в статье 10 указанного закона говорится, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию об оказываемых услугах. При этом, устанавливая такую обязанность исполнителя, законодатель исходит из соображения о том, что, по общему правилу, потребитель не обладает специальными знаниями о свойствах и характеристике туристского продукта (п. 4 ст. 7 закона «О защите прав потребителей»). Исключения из данного правила законодательством в области оказания туристских услуг не установлены. Следовательно, установление в договоре об оказании туристских услуг условия об обязанности потребителя самостоятельно узнавать информацию о времени полета, будет являться нарушением закона. Такое условие будет ничтожным, как нарушающее прямой законодательный запрет на ограничение прав потребителя (ст. 168 ГК РФ). Итак, ответственность за отсутствие у потребителя информации о времени полета будет нести исполнитель (п. 22 Правил).
Таким образом, включение указанного вами условия в договор об оказании туристских услуг является незаконным. И если в процессе судебной защиты вы будете опираться на данный пункт, есть риск того, что суд примет решение в пользу клиента.
В своем обращении вы указали, что проблемы с информированием туристов связаны с тем, что они часто меняют сим карты, не берут трубку и т.п. В таком случае, рекомендуем вам включить в договор об оказании туристских услуг условие о порядке (механизме) информирования туристов. К примеру, вы можете указать в договоре, что информация о туристском продукте доводится до заказчика (туриста) посредством почтовой связи по его электронному адресу, а также посредством звонка на номер, указанный данным лицом при заключении договора. Таким образом, надлежащим информированием будет признано доведение информации указанным в договоре способом, вне зависимости от того, воспринята она клиентом или нет.
Следует также уточнить, что согласно положениям Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», ответственность за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, и в данном случае, за перенос чартерного рейса, несет туроператор (который и заключает договор перевозки с авиакомпанией). Если туроператор не проинформировал вас о переносе рейса, надлежащим ответчиком по иску потребителя будет туроператор.
С уважением,
Юрист по вопросам туристской деятельности, Санкт-Петербург
Юридическая компания «Аймрайт»
Наши юристы осуществляет юридическое обслуживание туристических организаций.