08.04.2015 Юридическая компания Аймрайт

Большинство крупных и средних ритейлеров на рынке товаров работают с иностранными поставщиками распространяемой ими продукции. В основной своей массе отношения с такими контрагентами оформляются по так называемым дистрибьюторским или дилерским договорам.  

Указанные договоры не поименованы в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), и каким-либо иным образом не урегулированы российским законодательством. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 421 ГК РФ устанавливается принцип свободы договора согласно которому физические и юридические лица свободны в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Поэтому юридическая конструкция дистрибьюторских и дилерских договоров продолжает пользоваться популярностью особенно в сферах автомобильных продаж.

В настоящее время проблемы в части регулирования указных договоров особенно выражены в автомобильном бизнесе и дилерских сетях. На фоне неоднозначной экономической ситуации в стране многие крупные и известные автопроизводители уходят с рынка, в одностороннем порядке отказываясь от исполнения взятых на себя обязательств, прекращая поставки автомобилей и разрывая многолетние контракты. В таких условиях защита прав дистрибьюторов (дилеров) становится наиболее актуальной.  

При этом встает вопрос о том какие нормы права применить для защиты нарушенных прав, если сам договор не предусмотрен в Гражданском кодексе или ином федеральном законе?

Согласно позиции Президиума, ВАС РФ выраженной в Постановлении от 18.05.1999 № 7073/98, дистрибьюторский договор по существу является договором на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей.

Вместе с тем, учитывая широкую вариативность включения в него и других условий, дистрибьюторский договор может квалифицироваться судами как агентский договор, договор поставки или как договор возмездного оказания услуг и т.д. Арбитражные суды могут посчитать, что дистрибьюторский договор может регулироваться нормами гл. 30 ГК РФ о договоре купли-продажи (согласно Постановление ФАС Уральского округа от 02.05.2006 № Ф09-3252/06-С3), или же указать что дистрибьюторский договор может квалифицироваться как смешанный договор, включающий элементы коммерческой концессии. Стоит отметить, что существенные условия последнего наиболее часто встречаются в автомобильном бизнесе при построении дилерской сети.

Защита прав дилеров в данном случае зависит от того, под какую юридическую конструкцию подпадает данный договор и соответственно какие нормы права следует применять.

В то же время, к любому дистрибьюторскому договору применяются общие положения об ответственности за нарушение обязательств предусмотренные 25 главой ГК РФ. Поскольку участниками таких договоров всегда выступают субъекты предпринимательской деятельности, в соответствии с ГК РФ в случае нарушения обязательств ответственность наступает независимо от их вины, если только они не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы

Таким образом данное положение существенным образом упрощает возможность возмещения убытков с контрагента согласно нормам ст. 393 ГК РФ.

Так же по дистрибьюторскому договору в соответствии с ст. 330 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства можно предусмотреть в договоре неустойку, указав ее размер.

Кроме того, как указывалось выше к дистрибьюторскому договору применимы нормы о коммерческой концессии, в случае если помимо распространения товара дистрибьютору передано право на использование товарного знака или знак обслуживания.

В том случае если правообладатель отказывается от заключения договора на новый срок, либо в одностороннем порядке меняет коммерческое обозначения или сами условия договора дистрибьютор наделен возможностью предъявить требования о возмещении убытков в п. 2 ст. 1035 ГК РФ.

Таким образом, несмотря на то, что законодатель обошел вниманием дилерские и дистрибьюторские договора, на сегодняшний день применяя общие механизмы защиты предусмотренные нормами Гражданского Кодекса РФ, и включая в договоры положения таких отдельных институтов как коммерческая концессия можно в достаточной степени защитить свои законные права и интересы.

 

Запишитесь на консультацию к юристу!

 

8 (812) 920-64-71

 

Другие способы для связи — e-mail: info@imright.ru, факс: 8 (812) 340-55-46

,

На связи с Аймрайт

Приглашаем связаться с нами для получения дополнительной информации
о деятельности и услугах.

Санкт-Петербург
ул. Лабораторная, д. 12

Пнд – Птн
10 – 18 часов