Ответственность туроператора и турагента друг перед другом в связи с претензиями туриста

02.04.2013 Юридическая компания Аймрайт

Вопрос о том, кто должен отвечать перед туристом за недостатки турпродукта разобран в отдельной статье — Разграничение ответственности турагента и туроператора перед туристом. Общий вывод следующий — туроператор всегда несет ответственность перед туристом за любые допущенные нарушения и в полном объеме, а турагент может быть привлечен к ответственности лишь в том случае, если договор с туристом заключался им от собственного имени и даже в этой ситуации его ответственность ограничивается размером агентского вознаграждения.

В связи с этим может сложиться ситуация, при которой турист сможет свободно выбрать кого привлечь к ответственности: туроператора или турагента (в пределах его вознаграждения). Этот выбор во многом является случайным и не отражает реальной виновности туроператора и турагента в допущенном нарушении. Поэтому после возмещения вреда туристу турагент и туроператор вправе взыскать друг с друга суммы, выплаченные туристу, в зависимости от того, кто был виновен в допущенном нарушении.

Если нарушение состояло в одностороннем изменении места проживания туристов, то, по общему правилу, ответственность за него несет туроператор, занимавшийся формированием турпродукта, поэтому турагент, выплативший возмещение туристу, вправе взыскать его с туроператора. Однако в этих ситуациях большую роль будет играть договор между турагентом и туроператором, которым определяются взаимные обязанности сторон и которым могут быть перераспределены риски ответственности перед туристом. Если договором предусмотрено, что туроператор вправе заменить отель на аналогичный, то это дает основания полагать, что в отношениях с турагентом действия по замене отеля будут считаться правомерными. С другой стороны особенность отношений между туроператором и турагентом в том, что на их фоне всегда присутствует турист; турагент и туроператор вступают в отношения именно в связи и в целях реализации турпродукта туристу. Изменение условий туристского продукта, которое умышленно совершается туроператором, касается туриста, как лица, управомоченного на получение комплекса услуг, входящих в турпродукт, и является неправомерным перед туристом. Это изменение не может быть в то же время правомерным перед турагентом.

Туроператор может реализовывать турпродукт непосредственно, а может через турагентов, однако в любом случае правомерность его действий определяется в соответствии с законом о туристской деятельности и он не вправе перекладывать риски своего умышленного противоправного поведения на турагента. Изменение услуг, входящих в турпродукт – это всегда нарушение обязанности туроператора, а не турагента, на которого принципиально не может быть возложена обязанность по обеспечению оказания комплекса услуг, составляющих турпродукт, поскольку в силу закона эта обязанность лежит на туроператоре. И договором между турагентом и туроператором не может быть перераспределено бремя несения данной обязанности.

Приведенный подход оправдан и тем, что в ситуации, где ответственность перед туристом претерпел непосредственно туроператор, иск последнего к турагенту о возмещении исполненного не будет иметь под собой достаточных юридических оснований, поскольку на стороне турагента отсутствует неосновательное обогащение или виновное поведение, которое могло бы дать ход регрессному требованию.

Таким образом, следует прийти к выводу, что договором между туроператором и турагентом нельзя переложить на агента все обязанности, связанные с предоставлением турпродукта, но лишь те, которые исполняются на предварительном этапе, связанном с подготовкой к реализации турпродукта, в основном, конечно, имеются в виду информационные обязанности.

Следовательно, если ответственность перед туристом вызвана неправомерным изменением условий проживания, то ответственным лицом всегда будет туроператор, а турагент, выплативший убытки туристу, вправе потребовать возмещения своих потерь от туроператора. С другой стороны, если ответственность вызвана, например, непредставлением информации о необходимости получения визы в страну пребывания, а обязанность по информированию туриста договором между туроператором и турагентом возложена на последнего, то именно турагент должен будет понести ущерб, и туроператор, выплативший убытки туристу, вправе будет переложить их на турагента.

В остальных случаях вопросы получения возмещения между турагентом и туроператором за ответственность перед туристом будут решаться по аналогичной схеме: в зависимости от того, на ком в силу закона или договора лежала нарушенная обязанность – на турагенте или туроператоре. В случае если обязанность лежала на обоих, то возмещение будет строиться на принципах обоюдной вины, когда его объем определяется в зависимости от того, насколько каждая из сторон была виновна в допущенном нарушении.

   [actdate id=»3479″][divider_line]

Вам также могу быть интересны следующие статьи:

На связи с Аймрайт

Приглашаем связаться с нами для получения дополнительной информации
о деятельности и услугах.

Санкт-Петербург
ул. Лабораторная, д. 12

Пнд – Птн
10 – 18 часов