Деловая репутация – это приобретаемая в процессе деловой и иной предпринимательской деятельности общественная оценка, общее распространенное мнение о деловых качествах, как человека, так и юридического лица.
Деловая репутация юридического лица формируется годами и зависит от множества факторов: разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами, стабильности этих отношений, постоянство каналов сбыта и закупок, качества товаров и услуг и т.д. Деловая репутация по сути важный нематериальный актив юридического лица (что признается в зарубежных странах и называется термином «гудвилл»), поэтому и ее защита чрезвычайно важный аспект в любом бизнес-проекте.
В соответствии с ч.1 и 11 ст. 152 ГК РФ юридическое лицо имеет право на защиту своей деловой репутации в случае распространения о ней не соответствующих действительности порочащих сведений.
Такая защита осуществляется в форме подачи искового заявления в суд с целью опровержения порочащих деловую репутацию сведений, при этом лицо распространившее такие сведения обязано доказать, что они соответствуют действительности.
Юридическое лицо при этом имеет право:
- Требовать опровержения ложных сообщений
- Опубликовать свой ответ в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию.
Стоит отметить, что подобное опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения об организации, или другим аналогичным способом. То есть в тех же средствах массой информации, в газетах, на сайтах где были опубликованы порочащие сведения должны быть опубликованы опровержения. Судебная практика по-разному подходит к тому, что понимать под «аналогичным способом опровержения» чаще всего в качестве такого способа суды избирают для публикации опровержения средства массовой информации аналогичной целевой аудитории, тиража или географического охвата аудитории.
Также согласно сложившейся судебной практике в суд с заявлением об опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию можно обратиться сразу, без предварительного уведомления лица, распространившего такие сведения.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» и п. 5 ч. 1 ст. 33 АПК РФ установлено, что дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматриваются арбитражными судами. При этом не важно являются ли стороны по делу индивидуальными предпринимателями, некоммерческими организациями или просто физическими лицами.
Согласно указанному Постановлению Верховного суда ответчиками по делам о защите деловой репутации являются: авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, лица, распространившие эти сведения.
Для того чтобы суд удовлетворил заявление необходимо установление судом трех обстоятельств:
- факт распространения ответчиком сведений об истце,
- порочащий характер этих сведений
- несоответствие их действительности.
Как быть если установить лицо, распространившее сведения, порочащие деловую репутацию невозможно?
В таком случае организация, в отношении которой такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности
При этом важно отметить, что также можно потребовать возмещения убытков причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и наносящих ущерб деловой репутации. В данном случае юридическому лицу как истцу необходимо будет доказать, что такие убытки возникли вследствие распространения сведений не соответствующих действительности. Убытки могут быть связаны, в частности, с отказом контрагентов от заключения сделок, расторжением текущих договоров и т.п.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков должно быть заявлено отдельное требование о признании распространенных сведений не соответствующими действительности либо приложено вступившее в законную силу решения суда, которым признан факт распространения таких сведений.